Меню
Бесплатно
Главная  /  Проблемы  /  Современные информационно-коммуникационные технологии в сфере образования. Информационно-коммуникационная технология

Современные информационно-коммуникационные технологии в сфере образования. Информационно-коммуникационная технология

Краткая характеристика некоторых педагогических технологий. Что такое ИКТ-технологии. Возможности использования учителем современных интернет-компьютерных технологий в подготовке и проведении урока, в развитии способностей учащихся.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Современные педагогические технологии. Выступление учителя математики Репп Галины Рафаиловны Научно – теоретический семинар по теме:

Что такое «педагогическая технология» ? понятие «педагогическая технология» соотносится в отечественной педагогике с процессами обучения и воспитания, совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; организационно-методический инструментарий педагогического процесса. (Б.Т.Лихачев) системная совокупность и порядок функционирования всех личностных, инструментальных и методологических средств, используемых для достижения педагогических целей (М.В.Кларин)

а) концептуальная основа; б) содержательная часть обучения: цели обучения - общие и конкретные; содержание учебного материала; в) процессуальная часть - технологический процесс: организация учебного процесса; методы и формы учебной деятельности школьников; методы и формы работы учителя; деятельность учителя по управлению процессом усвоения материала; диагностика учебного процесса. Основные структурные составляющие педагогической технологии:

Классификация педагогических технологий

Любая педагогическая технология - это информационная технология, так как основу технологического процесса обучения составляет получение и преобразование информации. Компьютерные (новые информационные) технологии обучения - это процесс подготовки и передачи информации обучаемому, средством осуществления которых является компьютер. Информационно – коммуникационные технологии

учителя: источник учебной информации; наглядное пособие; тренажер; средство диагностики и контроля. рабочего инструмента: средство подготовки текстов, их хранение; графический редактор; средство подготовки выступлений; вычислительная машина больших возможностей. Компьютер выполняет следующие функции:

индивидуализация обучения; интенсификация самостоятельной работы учащихся; рост объема выполненных на уроке заданий; расширение информационных потоков при использовании Internet . повышение мотивации и познавательной активности за счет разнообразия форм работы. Преимущества использования ИКТ

1. Нет компьютера в домашнем пользовании многих учащихся и учителей. 2. У учителей недостаточно времени для подготовки к уроку, на котором используются компьютеры. 3. Недостаточная компьютерная грамотность учителя. 4. В рабочем графике учителей не отведено время для исследования возможностей Интернет. 5. Сложно интегрировать компьютер в поурочную структуру занятий. 6. Не хватает компьютерного времени на всех. 7. При недостаточной мотивации к работе учащиеся часто отвлекаются на игры, музыку, проверку характеристик ПК и т.п. 8. Существует вероятность, что, увлекшись применением ИКТ на уроках, учитель перейдет от развивающего обучения к наглядно-иллюстративным методам. Существующие недостатки и проблемы применения ИКТ

Помочь учителю в решении этой непростой задачи может сочетание традиционных методов обучения и современных информационных технологий. Необходимо научить ребенка осваивать, преобразовывать и использовать в практической деятельности огромные массивы информации. Очень важно организовать процесс обучения так, чтобы ребенок активно, с интересом и увлечением работал на уроке, видел плоды своего труда и мог их оценить.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные педагогические технологии обучения русскому языку в школе.Использование современных педагогических технологий на у

Использование современных педагогических технологий на уроках русского языка.Материал составлен на основе лекций Горбич Ольги Ивановны,кандидата педагогических наук, доцента...

Современные педагогические технологии в обучении иностранному языку – как путь к успеху современного специалиста в сфере обслуживания.

В современной сфере обслуживания отведенная роль значению английского языка становится очевидной. Ежегодно нашу страну посещают миллионы туристов, которые в первую очередь сталкиваются с предста...

Тема педагогического проекта: «Роль современных педагогических технологий в формировании положительной мотивации к изучению математики»

Наряду с подготовкой учащихся, которые в дальнейшем станут профессиональными пользователями математики, важнейшей задачей обучения становится обеспечение некоторого гарантированного уровня математичес...

Педагогический проект "«Роль современных педагогических технологий в формировании положительной мотивации к изучению биологии»"

В результате накопления собственного педагогического опыта, обучения на курсах повышения квалификации, знакомства с опытом коллег-учителей, чтения и осмысления современной педагогической и естественно...

Составила: Гамзаева Ашура Рабадановна учитель технологии МКОУ «Первомайская СОШ» Кизлярского района Республика Дагестан.

Доклад по вопросу:

« Применение информационно - коммуникационных технологий (ИКТ) на уроках технологии . »

Использование информационно-коммуникационных технологий открывает для учителя новые возможности в преподавании своего предмета, позволяет повысить результативность обучения, интеллектуальный уровень учащихся, привить навыки самообучения, самоорганизации, облегчить решение практических задач. У учителя появилась возможность увеличить наглядность в процессе преподавания. Применение компьютерной техники на уроках позволяет сделать каждый урок нетрадиционным, ярким, насыщенным, легко запоминающимся.

Цели использования информационных технологий на уроке:

сделать урок современным (с точки зрения использования технических средств);

приблизить урок к мировосприятию современного ребенка, так как он больше смотрит и слушает, чем читает и говорит; предпочитает использовать информацию, добытую с помощью технических средств;

установить отношения взаимопонимания, взаимопомощи между учителем и учеником;

помочь учителю в возможности эмоционально и образно подать материал.

В настоящее время использование современных образовательных технологий, в том числе информационно-коммуникационных, обеспечивающих личностное развитие ребенка за счет уменьшения доли репродуктивной деятельности в учебном процессе, можно рассматривать как ключевое условие повышения качества образования, снижения нагрузки обучающихся, более эффективного использования учебного времени.

Использование ИКТ на уроках технологии позволяет разнообразить формы работы, деятельность учащихся, активизировать внимание, повышает творческий потенциал личности. Построение схем, таблиц в презентации позволяет экономить время, более эстетично оформить материал. Использование иллюстраций, рисунков и т.п. воспитывают интерес к уроку; делают урок интересным. На уроках технологии, применение ИКТ позволяет использовать разнообразный иллюстративный, информационный материал.

С помощью мультимедийного проекта демонстрируются слайды, презентации, созданные в программе Microsoft Power Point. Использование данной технологии позволяет:

Повысить уровень наглядности в ходе обучения;

Оживить учебный процесс, внести элементы занимательности;

Сэкономить много времени на уроке.

Школьникам нравится работать с компьютером, и они с удовольствием включаются в деятельность. Стимуляция познавательных интересов у школьников вызывается новизной наглядных средств обучения.

Применение компьютеров эффективно на всех стадиях педагогического процесса: на этапах предъявления учебной информации, усвоения учебного материала в процессе интерактивного взаимодействия с компьютером повторения и закрепления усвоенных знаний и умений, промежуточного и итогового контроля и самоконтроля достигнутых результатов обучения. Такой подход позволяет индивидуализировать процесс обучения.

Исследования последних лет показали: люди усваивают 20% услышанного, 30% увиденного и более 50% того, что одновременно видели и слышали. Поэтому элементы ИКТ очень важно и нужно вводить в традиционный урок.

Компетентность современного учителя - это комплексный личностный ресурс, обеспечивающий возможность эффективного взаимодействия в образовательном пространстве и зависящий от необходимых для этого профессиональных компетенций.

Использование ИКТ на уроках технологии позволяет разнообразить формы работы, деятельность учащихся, активизировать внимание, повышает творческий потенциал личности. Построение схем, инструкционных карт, таблиц в презентации позволяет экономить время, более эстетично оформить материал. Использование иллюстраций, рисунков и т.п. воспитывают интерес к уроку; делают урок интересным. На уроках технологии, применение ИКТ позволяет использовать разнообразный иллюстративный, информационный материал. ИКТ уместно применять при изучении отдельных тем и разделов программы технологии трудового обучения. Это обуславливается следующими факторами:

1. Данная образовательная область предусматривает, прежде всего, формирование и совершенствование практических умений, в способах обработки материалов, моделирования и проектирования. Следовательно, большее количество времени должно уделяться практической деятельности учащихся на уроке.

2. Недостаточное количество мультимедиадисков в школьной медиатеке. Имеющиеся диски имеют узкую тематическую направленность, не лишены ряда достоинств. Таких, как профессионализм работы программистов, красивая графика, содержат хорошую мультипликацию, многофункциональны и т. д. Но в большинстве своем они не вписываются в канву данного конкретного урока конкретного учителя. С их помощью невозможно достичь всех целей, поставленных учителем на уроке.

Всю проведенную в ходе занятия работу со всеми сделанными на доске записями и пометками можно сохранить в компьютере для последующего просмотра и анализа, в том числе и в виде видеозаписи. Учитель, работающий с интерактивной доской, может повысить уровень восприятия материала за счет комбинации различных форм передачи информации - визуальной и звуковой. В процессе занятия он может использовать яркие, многоцветные схемы и графики, анимацию в сопровождении звука, интерактивные элементы, которые откликаются на действия учителя или ученика. При необходимости, если в группе есть учащиеся со слабым зрением, учитель может увеличить тот или иной элемент, изображенный на доске. Наглядность и интерактивность-вот основное преимущество интерактивной доски. Интерактивные доски соответствуют тому способу восприятия информации, которым отличается новое поколение школьников, компьютерах и мобильных телефонах, у которого гораздо выше потребность проверочная работ, самостоятельная работа).

Таким образом, новые информационные технологии, применяющиеся методически грамотно, повышают познавательную активность учащихся, что, несомненно, приводит к повышению эффективности обучения.

Использование информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в учебном процессе способствует:

Развитию интереса учащихся к изучаемому предмету;

Стимулированию активности и самостоятельности учащихся при подготовке материалов, в работе с литературой, внеклассной работе;

Формированию навыков коллективной работы при обсуждении проблем;

Обеспечению объективного контроля знаний, качества усвоения материала учащимися.

Компьютеры служат подспорьем, позволяющим сэкономить время и сделать работу более эффективной: осуществить поиск информации, решить большее количество задач (и уменьшить домашнее задание), проанализировать результаты, воспользоваться графическими возможностями компьютера, способствуют развитию интереса учащихся к изучаемому предмету, стимулированию познавательной и творческой активности и самостоятельности учащихся, формированию коммуникативных навыков, обеспечению объективного контроля знаний, качества усвоения материала учащимися.

ИКТ имеет следующие преимущества:

позволяет повысить эффективность визуальной наглядности;

дает возможность использовать наглядность, как для фронтальной работы, так и для индивидуальной деятельности;

расширяются возможности зрительного и слухового восприятия (не только неподвижные изображения, но и анимация, и звук);

сеть Интернет позволяет получить доступ к дополнительной информации и, используя ее, разнообразить виды заданий;

работа с электронным учебником позволяет более четко организовать освоение, тренировку и контроль изучаемого материала;

дает возможность развивать креативные способности учащихся, разнообразить их творческую деятельность (создание презентаций, проектов, рефератов и т.д.);

компактность накопления и хранения информации;

мобильность;

демонстрация труднодоступного материала (виртуальные лаборатории, виртуальные экскурсии и т.д.);

предоставляет широчайшие возможности для самопроверки на всех этапах работы;

быстрая обработка результатов;

способствует повышению познавательной активности и мотивации в усвоении знаний за счет разнообразия форм работы;

самостоятельная работа учащихся становится контролируемой и управляемой;

ИКТ позволяет легко распространить опыт работы учителя, свою модель обучения той или иной учебной дисциплины на других учителей.

При изложении нового материала, презентация становится моим помощником, т.к. излагаемый материал частично показан на слайдах, и мне остается только дополнить его, внести свои комментарии и разъяснения к наиболее сложным моментам и изображениям.

Использование мультимедийной презентации в учебном процессе позволяет повысить качество обучения, сохранить время, затрачиваемое на методическую деятельность.

Презентации могут быть использованы при объяснении нового материала, при повторении пройденного материала и при организации текущего контроля знаний (презентации-опросы). Презентации-опросы содержат вопросы-задачи, адресованные ученикам, в них могут быть включены материалы, отображающие ключевые эксперименты пройденной темы или демонстрирующие изученное физическое явление. Вопрос к ученику содержится в заголовке слайда, комментарии и пояснения к рисункам даются учителем по ходу презентации. Подобные презентации-опросы могут быть рассчитаны на фронтальный устный опрос учащихся или фронтальный индивидуальный письменный опрос (контрольная работа, письменная проверочная работ, самостоятельная работа).

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

Использование мультимедийных продуктов актуально тем, в школах, как правило, отсутствует необходимый набор таблиц, схем, репродукций, иллюстраций. Однако достичь ожидаемого эффекта можно при соблюдении определенных требований:

узнаваемость - соответствие предъявляемой информации;

динамика - время демонстрации должно быть оптимальным. Очень важно не переусердствовать с эффектами;

продуманный алгоритм видеоряда изображений ;

оптимальный размер - это касается не только минимальных, но и максимальных размеров, которые могут оказывать негативное воздействие на учебный процесс, содействовать более быстрой утомляемости учеников;

оптимальное количество предъявляемых изображений на экране. Не следует увлекаться количеством слайдов, фото и пр., которые отвлекают учеников и не дают сосредоточиться на главном.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Бесспорно, что в современной школе компьютер не решает всех проблем, он остается всего лишь многофункциональным техническим средством обучения. Не менее важны и современные педагогические технологии и инновации в процессе обучения, которые позволяют не просто “вложить” в каждого обучаемого некий запас знаний, но, в первую очередь, создать условия для проявления познавательной активности учащихся. Но информационные технологии, в совокупности с правильно подобранными (или спроектированными) технологиями обучения, создают необходимый уровень качества, вариативности, диф-ференциации и индивидуализации обучения и воспитания.

Литература:

1.Фридман Л.Н. Наглядность и моделирование в обучении - М.: Просвещение, 1984.

2.Бабанский Ю.К. Как оптимизировать процесс обучения. -М.: Просвещение,1998.

3.Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. -М.: Просвещение,1982.

4.Пикасистый П.И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении -М.: Просвещение,1990.

Разработали: -заместитель директора по УВР,

-учитель истории МОУ «Городищенская СОШ №3»

Информационно – коммуникационные технологии

Под информационной технологией понимается процесс, использующий совокупность средств и методов сбора, обработки и передачи данных (первичной информации) для получения информации нового качества о состоянии объекта, процесса или явления (информационного продукта).

В последние годы термин «информационные технологии» часто выступает синонимом термина «компьютерные технологии», так как все информационные технологии сейчас так или иначе связаны с применением компьютера. Однако, термин «информационные технологии» намного шире и включает в себя «компьютерные технологии» в качестве составляющей. При этом информационные технологии, основанные на использование современных компьютерных и сетевых средств, образуют термин «современные информационно-коммуникационные технологии».

К средствам современных информационных и коммуникационных технологий относятся:

ЭВМ, ПЭВМ, комплекты терминального оборудования для ЭВМ всех классов, локальные вычислительные сети, устройства ввода-вывода информации, средства ввода и манипулирования текстовой и графической информацией, средства архивного хранения больших объемов информации и другое периферийное оборудование современных ЭВМ;

Устройства для преобразования данных из графической или звуковой формы представления данных в цифровую и обратно;

Средства и устройства манипулирования аудиовизуальной информацией (на базе технологий Мультимедиа и «Виртуальная реальность»);


Системы искусственного интеллекта;

Системы машинной графики, программные комплексы (языки программирования, трансляторы, компиляторы, операционные системы, пакеты прикладных программ и пр.) и др.;

Современные средства связи, обеспечивающие информационное взаимодействие пользователей как на локальном уровне (например, в рамках одной организации или нескольких организаций), так и глобальном (в рамках всемирной информационной среды).

До сегодняшнего времени речь шла в основном о компьютерных технологиях и постепенно в учебном процессе школ стали использоваться персональные компьютеры. Поэтому поговорим об информационной технологии, связанной с использованием персонального компьютера.

Современная педагогическая технология подразумевает наличие средств и способов информатизации, как-то:

Система сбора,

Обработки, хранения,

Поиска информации посредством определённого вида техники;

Набор программных средств;

Соответственно инструкции и оценка эффективности их применения.

Как может учитель использовать персональный компьютер в своей работе?

https://pandia.ru/text/78/244/images/image009_44.gif" width="194" height="65">

Наглядно - демонстрационная Тренажер Контроль знаний

https://pandia.ru/text/78/244/images/image016_31.gif" width="249" height="64">

Поиск информации Сообщения в виде презентации Электронный учебник

Программа Power Point позволяет любому преподавателю, владеющему навыками работы в одной из программ Microsoft Office стать разработчиком собственного программного продукта по своему предмету. В Интернете можно найти готовые презентации по разным курсам и темам. Авторы этих работ – учителя-практики. Естественно, каждый учитель по - своему видит урок, поэтому в готовых версиях ему хочется что-то изменить. Это легко сделать с помощью данной программы. Готовая разработка легко модифицируется под конкретные варианты урока. Преподаватель может добавлять или пропускать слайды, наполнять их другим содержанием (заменять текст, рисунок, диаграмму), использовать традиционные приемы работы.

В отличие от традиционных видов наглядности, урок-презентация позволяет максимально сосредоточить внимание преподавателя на ходе урока, так как управление программой сводится к простому нажатию на левую клавишу мыши.

Презентация состоит из иллюстративного материала, фактических сведений, оформленных в виде простого текста, таблиц, опорных схем и графиков (что само по себе учит школьников грамотно обрабатывать информацию), практических заданий, тестов, проблемных вопросов и т. д. Наличие этих заданий показывает, что подобные презентации ни в коем случае не сводятся к пассивному «рассматриванию картинок». Но, заранее подготовленные, они, в первую очередь, освобождают время учителя и, во-вторых, облегчают задачу детей, поскольку большинство из них, как мы знаем, визуальны по восприятию информации.

Современные школьники получили возможность использовать информационное поле Интернет для приобретения дополнительных знаний и самостоятельной работы для формирования своих знаний, умений и навыков. Созданы информационно-методические комплексы, где можно получить любую, интересующую учащихся научную информацию, воспользоваться электронными учебниками, электронной библиотекой, справочниками, лекциями, рефератами, творческими работами и учителей, и учащихся. По запросу получить тесты и тексты контрольных работ для самопроверки, получить консультации по любому учебному предмету.

Перспективная комплексная модель «Информатизация и Школа будущего» как система социально-педагогических моделей развития школы в рамках концепции «Школа и семья: партнерство в воспитании гражданина»


За последние 5 лет реализации федеральных и региональных программ информатизации образования произошел переход от компьютеризации школы к формированию единого информационного образовательного пространства школы.
Школа на сегодня показывает потребность оснащения автоматизированными рабочими местами учителя, библиотекаря, методиста, управленца, администратора.

Для каждого автоматизированного рабочего места необходимо предусмотреть комплектацию дополнительным цифровым оборудованием в соответствии с различными предметными областями деятельности учителя-предметника и специализированным программным обеспечением для их использования.

Особый интерес вызывает использования в процессе обучения интерактивной доски, документ - камеры. Большой экран позволяет демонстрировать рисунки, схемы, графики с мультимедийными возможностями, показывать видеоклипы, научно-популярные и художественные фильмы.

Современный школьник должен быть так обучен, чтобы приобрести следующие информационно - коммуникационные умения:

1. представлять в тетради и на экране компьютера одну и ту же информацию об объекте различными способами: в виде текста, рисунка, таблицы, числами;

2. кодировать информацию различными способами и декодировать её, пользуясь кодовой таблицей соответствия;

3. работать с текстами и изображениями (информационными объектами) на экране компьютера;

4. осуществлять поиск, выполнять простейшие преобразования, хранение, использование и передачу информации и данных, используя оглавление, указатели, справочники, записные книжки, Интернет.

5. пользоваться средствами информационных технологий: радио, телефоном, магнитофоном, компьютером;

6. называть и описывать различные инструменты, используемые человеком при счёте и обработке информации (счётные палочки, абак, счёты, калькулятор и компьютер) и уметь их описывать;

7. использовать компьютер для решения учебных и практических задач. Для этого обладать начальными навыками работы на компьютере, уметь осуществлять простейшие операции с файлами (создание, сохранение, поиск, запуск программы); запускать простейшие, широко используемые прикладные программы: текстовый и графический редакторы, тренажёры и тесты;

8. создавать элементарные проекты с использованием компьютера.

В настоящее время происходит постоянное увеличение минимального объема знаний, необходимого ученику. В связи с этим актуальной проблемой является смена информационно-репродуктивного подхода в системе образования новыми информационными технологиями. В своей работе наравне с традиционными методами обучения можно использовать систему обучения Moodle (Моодус) в компьютерной сети класса, что позволяет на новом уровне организовать самостоятельную работу учащихся.

Для организации такой поддержки создан курс «Информатики» в условиях Интернет - среды на базе интерактивных учебников, электронных книг, тестов, опросов, форумов и т. д.

В основе создания и сопровождения такого курса лежит свободно распространяемая система построения образовательного контента Moodle (Modular Object-Oriented Dynamic Learning Environment).

Данный программный продукт построен в соответствии со стандартами информационных обучающих систем.

с изменениями от 11.03.2019

Смотрите также статью "КВР 2018 – применяем без ошибок"

Зачастую в учреждениях госсектора возникает вопрос об отнесении тех или иных расходов к сфере информационно-коммуникационных технологий, которые в свою очередь подлежат оплате за счет КВР 242. Порядок отнесения расходов к КВР 242 или 244 рассмотрим в данной статье.

Что такое КВР 242 и 244?


Описание КВР 242 и 244 содержится в Порядке, утв. приказом Минфина России от 08.06.2018 № 132н (далее - Порядок № 132н):

  • КВР 242 "Закупка товаров, работ, услуг в сфере информационно-коммуникационных технологий" (пп. 51.2.4.2 п. 51 Порядка № 132н)

По данному виду расходов подлежат отражению расходы федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации на реализацию мероприятий по созданию, с учетом опытной эксплуатации, развитию, модернизации, эксплуатации государственных информационных систем и информационно-коммуникационной инфраструктуры, а также расходы по использованию информационно-коммуникационных технологий в деятельности федеральных государственных органов, в том числе находящихся в их ведении федеральных государственных казенных учреждений, и органов управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации.

Также по данному виду расходов отражаются расходы бюджета субъекта Российской Федерации, бюджета территориального государственного внебюджетного фонда, местного бюджета на реализацию мероприятий по информатизации, в части региональных (муниципальных) информационных систем и информационно-коммуникационной инфраструктуры, в случае принятия решения финансовым органом субъекта Российской Федерации (муниципального образования) о применении вида расходов 242 "Закупка товаров, работ, услуг в сфере информационно-коммуникационных технологий".

  • 244 "Прочая закупка товаров, работ и услуг" (пп. 51.2.4.4 п. 51 Порядка № 132н)

На данный КВР относится, в частности, закупка товаров, работ, услуг в сфере информационно-коммуникационных технологий для нужд субъектов Российской Федерации (муниципальных образований), органов управления территориальных государственных внебюджетных фондов, если иное не установлено актом финансового органа субъекта Российской Федерации (муниципального образования), а также расходы государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений по аналогичным закупкам.

Какие расходы относятся к сфере ИКТ?

А.Н. Полежаева, учитель информатики КБОУ «Школа дистанционного образования»

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ

ТЕХНОЛОГИЙ (ИКТ) В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ.

В современном обществе информационные процессы являются одной из важнейших составляющих жизнедеятельности человека и социума. Развитие глобального процесса информатизации общества ведет к формированию не только новой информационной среды обитания людей, но и нового, информационного уклада их жизни и профессиональной деятельности.

Информатизация является важнейшим механизмом реформирования образовательной системы, направленным на повышение качества, доступности и эффективности образования.

Использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в учебном процессе является актуальной проблемой современного школьного образования. Сегодня практически каждый учитель по любой школьной дисциплине может подготовить и провести урок с использованием ИКТ. Урок с использованием ИКТ - это наглядно, красочно, информативно, интерактивно, экономит время учителя и ученика, позволяет ученику работать в своем темпе, позволяет учителю работать с учеником дифференцировано и индивидуально, дает возможность оперативно проконтролировать и оценить результаты обучения.

Информационные технологии, как правило, рассматривают в трех аспектах:

    как предмет изучения;

    как средство обучения;

    как инструмент автоматизации учебной деятельности.

Для педагога при использовании ИКТ на уроках открывается ряд возможностей: компьютер берет на себя функцию контроля знаний, помогает сэкономить время на уроке, богато иллюстрировать материал, трудные для понимания моменты показать в динамике, повторить то, что вызвало затруднения, дифференцировать урок в соответствии с индивидуальными особенностями каждого ученика.

ИКТ может применяться следующим образом: для подготовки раздаточных материалов; в качестве мультимедийного сопровождения урока; компьютерное тестирование и др. Психологи отмечают, что современные дети информацию на экранах мониторов, ноутбуков, проектора, телевизора воспринимают намного лучше, чем печатную книжную информацию. Поэтому в процессе обучения, как правило, повышается интерес учащихся к урокам с использованием ИКТ.

Организовывая урок с использованием ИКТ, нужно учитывать следующие факторы: уровень подготовки класса, методическую цель урока, тип урока, готовность учащихся к виду учебной деятельности, санитарно-гигиенические требования, которые регламентируют возможность применения компьютеров в учебном процессе с учетом возрастных особенностей учащихся.

Процесс внедрения новых информационных технологий в образование в целом дал свои положительные результаты: увеличился объём образовательных ресурсов в Интернет, повысилась активность учителей и школьников в использовании ресурсов и возможностей Интернет.

При использовании Интернет - технологий появляется возможность:

    развивать навыки работы с информацией;

    познакомить учащихся с разнообразными способами изложения материала и наглядного оформления мыслей;

    научить находить информацию в различных источниках;

    пользоваться автоматизированными системами поиска;

    выделять в информации главное и второстепенное; упорядочивать, систематизировать;

    развивать критическое мышление учащихся;

    развивать навыки самообразования;

    создавать собственные информационные прототипы и продукты.

Образуется достаточно широкий проектируемый спектр применения Интернет-технологий в образовательном процессе:

    работа с браузерами, поисковыми системами;

    использование почтовой программы;

    виртуальное общение;

    участие в телеконференциях, проектах, конкурсах;

    создание Web - сайтов, Web - порталов;

    создание собственных проектов и их размещение в сети Интернет.

Система компьютерных телекоммуникаций - это живая информационная среда, в которой все люди имеют равные возможности доступа к необъятным информационным ресурсам. Современная школа с успехом использует средства Интернет в дистанционном обучении учителей и учащихся.

Можно выделить следующие преимущества дистанционного обучения через Интернет:

    возможность заниматься в удобное для себя время;

    одновременное обращение большого количества обучающихся ко многим источникам учебной, общение через сети друг с другом и с преподавателями;

    использование в образовательном процессе современных информационных и телекоммуникационных технологий, способствующих продвижению человека в мировое информационное пространств»;

    социальное равноправие (равные возможности получения образования у всех желающих);

    стимулирование самостоятельности в обучении.

Как у любого средства дистанционного обучения, у Интернет есть и свои недостатки:

    ограниченные технические возможности и медленные модемы приводят к задержкам в получении и передаче информации; обучения;

    успешность обучения частично зависит от навыков в управлении компьютером, работы в Интернет.

Но использование ИКТ в преподавании различных предметов школьного курса невозможно без достаточной технической базы, соответствующего программного обеспечения и подключения к сети Интернет и достаточных умений работы с компьютером самого учителя.

Роль телекоммуникаций необычайно велика и при дистанционном обучении, при участии в дистанционных конкурсах, олимпиадах, в процессе участия в которых происходит продуктивная познавательная деятельность детей.

Образовательный процесс на современном этапе должен обеспечивать формирование творческой личности, готовой к деятельности при широком распространении и внедрении во все сферы деятельности ИКТ. В процесс обучения проникают и все больше применяются элементы дистанционного обучения (дистанционные олимпиады, конкурсы, курсы и т.д.). Средства ИКТ являются инструментом, не только доставляющим учащимся различные знания по информатике, но и средствами, усиливающими творческие возможности обучаемого, возможности проводить исследования, выполнять задания - проекты. Более того, возможность телекоммуникационного доступа к мировым информационным ресурсам достаточно эффективно влияет на личностное восприятие учащимися, обучаемыми окружающей среды.

Самостоятельность учащихся при работе в Интернет (поиск информации, выполнение проектов, участие в дистанционных конкурсах, олимпиадах) позволяет рассматривать глобальную компьютерную сеть работы с Интернет как инструмент познания и саморазвития, что, в свою очередь, способствует проявлению социальной активности учащегося.

Общая информационная культура общества неразрывно связана с эффективностью внедрения ИКТ в процессы школьного обучения. Использование Интернет учителем ставит ряд проблем, решение которых зависит от эффективного взаимодействия ряда субъектов науки и практики: создателей образовательных порталов и обучающих программ, методистов и учителей для организации образовательной деятельности в условиях информационного общества.

Использование ИКТ – мощное средство для создания оптимальных условий работы на уроке, но оно должно быть целесообразно и методически обосновано. ИКТ следует использовать только тогда, когда это использование дает неоспоримый педагогический эффект и ни в коем случае нельзя считать применение компьютера данью времени или превращать его в модное увлечение.

Литература

1. Опыт использования ИКТ в образовательном процессе. -